Обязан ли сотрудник отвечать на звонки работодателя в нерабочее время: разъяснение Роструда
Эксперты Роструда опубликовали на платформе «Онлайнинспекция.рф» официальный ответ на часто задаваемый вопрос: обязан ли работник в период больничного, оплачиваемого отпуска, официального выходного или обеденного перерыва, утвержденного графиком, принимать звонки от работодателя. Кратко ответ специалистов сводится к одной фразе – не обязан.
Если рассматривать ситуацию глубже, то статья 106 Трудового кодекса РФ рассматривает время отдыха, как период освобождения работника от его трудовых обязанностей. Сотрудник вправе использовать это время по своему усмотрению, в том числе и отключать телефон.
Время отдыха, когда сотрудник освобожден от исполнения прямых обязанностей, определяется статьей Трудового кодекса РФ за номером 107 и включает:
- перерыв на обед в течение рабочей смены, установленный и утвержденный графиком организации;
- ежедневный отдых между рабочими сменами;
- еженедельный непрерывный отдых – выходной день, установленный согласно трудовому распорядку организации;
- нерабочие праздничные дни, утвержденные указом президента РФ и установленные согласно степени важности режимного объекта – новогодние каникулы, 8 марта, день конституции и т.д.;
- отпуск, согласованный и утвержденный в соответствии с графиком отпускных дней.
Больничный не относится к категории отдыха: право работника на лечение и освобождение от выполнения профессиональных обязанностей на определенный период подкрепляется больничным листом.
Исходя из вышеперечисленных обоснований, получается, сотрудник не обязан отвечать на телефонный звонок от своего начальника в нерабочее время. Работодатель может словесно выразить недовольство этой ситуацией, но не имеет права влиять на статус работника, наказывать его материально или создавать неблагоприятные условия для трудовой деятельности. В противном случае сотрудник может подать жалобу в соответствующую инстанцию.