В чем различие между видами налоговых проверок – выездной и камеральной

В чем различие между видами налоговых проверок – выездной и камеральной

В настоящее время в Российской Федерации существуют две разновидности налоговых проверок – это:

1. ВНП – налоговая проверка с выездом (выездная)
2. КНП – камеральная налоговая проверка.

Их функциональные особенности регламентируются Налоговым Кодексом. В статье 89 данного документа прописаны особенности ВНП. По своему характеру она шире охватывает область проверки и позволяет налоговым инспекторам наиболее точно провести свою работу. При этом, проверяющими могут быть осмотрены рабочие помещения налогооблагаемых клиентов, быстрее и эффективнее предоставляется запрашиваемая документация. Данный вид проверки допускает временной диапазон до двух месяцев, с проверяемой документацией за период не более трех лет, исключая текущий год. Началом проверки является решение администрации налогового органа о ВНП к налогоплательщику, состоящему на учете именно в этом органе. Камеральная налоговая проверка не требует такого решения, и, может быть проведена по факту документации, представленной налогоплательщиком в налоговой орган, за определенный налоговый период. КНП регламентирована статьей 88 выше указанного Налогового Кодекса. Период проведения такой проверки – не более 3-х месяцев со дня подачи деклараций и других документов, отражающих деятельность налогоплательщика. Если данные документы в налоговый орган не представлены, то КНП автоматически не может быть начата.

Особенности ВНП. Система отбора налогоплательщиков по данному виду проверки. Запрос документации при осуществлении ВНП.

Выездная Налоговая Проверка проводится согласно статье 89 Налогового Кодекса Российской Федерации. Причиной ее начала становится решение администрации органа, на налоговом учете которого находится проверяемая организация. Период проверки включает в себя всю деятельность организации в течение трех лет, не считая настоящего года, и может длиться не более двух месяцев. Данная проверка своей целью ставит масштабное изучение финансово-хозяйственной части на основании всех видов документации, касающейся сферы проверяемой деятельности: налоговые декларации, пояснения, расчеты, счета, касающиеся не только самих налогоплательщиков, но, и их контрагентов, и влияющих на их деятельность лиц. При этом, в декларациях, расходы и налоговые вычеты могут быть выше регламентируемых Федеральной Налоговой Службой и ориентированных на определенные виды деятельности. При ВНП может быть изучена деятельность лиц, находящихся в аффилированном положении относительно проверяемого. Это могут быть родственники, друзья, знакомые на которых документально оформлена налогооблагаемая деятельность.

Данная проверка проводится с целью выявления:
скрытых доходов и уклонения от налоговых платежей,
безосновательные расходы с тенденцией к увеличению,
использования организаций подконтрольного характера с особенными налоговыми режимами,
контрагентов с наличием признаков фирм фальшивок.

Причиной такой проверки является подозрения в скрытии определенных доходов и расходов, которые напрямую влияют на отчисляемые налоговые суммы, представляющие собой от тысяч до миллионов рублей. Инспекторы налоговых органов могут затребовать лишь документы, относящиеся к предмету проверки и к его периоду. Документы, не относящиеся к предмету проверки, истребованию не подлежат. Неправомерным считается истребование документов, после окончания периода проверки, или при ее приостановке. Действия, не являющиеся дополнительными для уточнения предмета анализа, также неправомерны, когда они реализуются после месячного срока, предназначенного для возражений по Акту Выездной Налоговой Проверки, составленном при выявлении неуплаты налогов: П. 6 ст.101 Налоговый Кодекс РФ.   Для эффективной работы инспекторов налогового органа и до составления при необходимости Акта о нарушениях, используются все документы, связанные с предметом изучения и анализа.

Следовательно, за пределами ВНП инспектора могут истребовать документы у проверяемого и его контрагента исключительно для проведения действий дополнительного характера (п. 6. ст. 101 НК РФ). В статьях 93 и 93.1 данного документа указано, что к дополнительным действиям относятся экспертиза и допрос свидетеля. Данные действия проводятся только после вынесения решения руководителем налогового органа о необходимости дополнительных действиях при ВНП. Если данного решения не поступило, то выполнять дополнительные действия, допрос экспертизу налоговый инспектор не вправе.

Показательным примером может быть такая история: Организация использует общую систему налогообложения (ОСНО) и при этом ведет активную оптово-розничную торговлю (ЕНВД), что выражено в масштабной номенклатуре поступающего и продаваемого товара. Обычно, оптово-розничные налогоплательщики используют ОСНО для того, чтобы отразить ЕНВД.  При этом ведут раздельный учет доходов и расходов. В итоге, в декларациях по налогам наглядно показаны большие вычеты о НДС, и значительная доля расходов по налогу на прибыль. С прибыли, образовавшейся по ЕНВД налог рассчитывается только по показателям покупки и продажи товара, и никак не зависит от количества прибыли. При использовании ОСНО налог на прибыль существенно становится меньше и, соответственно, НДС также. Предметом анализа налоговых инспекторов станет анализ количества прихода и ухода товаров с ценовой привязкой по ОСНО и подсчет главных ресурсов, которые применяются на ЕНВД, при этом указаны в расходах на ОСНО. Также будет изучаться оплата труда работников по ОСНО на ЕНВД.

Особенности Камеральной Налоговой Проверки (КНП). Правила истребования документации при проведении КНП.

Правила проведения КНП регламентируются статьей 88 НК Российской Федерации. Для ее реализации достаточно только тех документы, которые налогоплательщики представляют в налоговый орган: декларации и др. Специального решения руководителя налогового органа не требуется. Сроки проведения КНП – не более трех месяцев со дня поступления документации от налогоплательщиков.  В случае, когда документы не представлены в налоговый орган, оснований для проведения КНП – нет. Согласно ст.93 НК РФ, служащие налоговых органов, не имеют права в процессе проведения КНП истребовать документацию и осматривать помещения (ст. 88 налогового кодекса РФ). Под условия этой статьи не подпадает КНП деклараций по НДС, когда затребовано возмещение налога через бюджетные выплаты. Правила проведения КНП в данной ситуации регламентированы ст.93 НК РФ. Сотрудники налоговых служб имеют право истребовать у налогоплательщика документацию, подтверждающую налоговые вычеты, отраженные в книге покупок. А также осматривать помещения, которые используются в работе заявителей. Данный вид проверки предусматривает срок – не более 3-х месяцев, в который должны войти все действия сотрудников – истребование документации, запрос пояснений, получение информации от аффилированных лиц, допросы свидетелей и др. В случае выявления нарушений по налоговым выплатам могут осуществляться дополнительные действия налоговиков и проводиться вне КНП (ст.93, 93.1 Налогового Кодекса РФ). Основанием для начала дополнительных мероприятий по выявлению доказательств нарушений служит решение руководителя налогового органа, что регламентировано п 6. ст.101 НК РФ. Срок дополнительного налогового контроля не должен быть выше 1 месяца.  После КНП, по истечение месяца дополнительных мероприятий, налогоплательщик имеет право предоставить возражения по Акту КНП до срока вынесения окончательного решения по КНП.

Важно учитывать, что в процессе КНП и при дополнительных действиях контроля налоговых органов могут быть истребованы лишь определенные документы, имеющие отношение к предмету анализа (определенный налог, определенный период). И при истребовании документов налоговым органом указывается наименование необходимого документа с датой. Документы, полученные налоговым органом от налогоплательщиков до наступления КНП, могут также быть использованы, если они получены в соответствии с законодательством.

После окончания срока проведения КНП (3 месяца) налоговый орган имеет право истребовать документацию и проводить другие действия налогового контроля только в случае официального решения руководителя налогового органа о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (п.6 ст.101 НК РФ). Если данное решение не выносится, то истребование документации и проведение других мероприятий считаются неправомерными.

В каких случаях представители налоговой службы не наделены полномочиями истребования документации у налогоплательщиков и у других лиц, имеющих отношение к предмету проверки.

Во время реализации ВНП и КНП налоговые органы не могут истребовать документацию у налогоплательщиков и его контрагентов, в случае, если эти документы уже были ранее предоставлены. К исключению относятся оригиналы документов, уже возвращенные в процессе проверки.

Согласно п.1 ст.93.1 Налогового Кодекса РФ орган налоговой службы наделен правом истребования документов у контрагента налогоплательщика без указания конкретного номера, даты и других характеристик документов. Это право действует в ходе ВНП и КНП. Налоговому инспектору достаточно указать лишь наименование документов за определенный период, связанный с анализом предмета проверки: счет-фактуры, договора и др.

В п. 2 ст.93 уточняется, что право налогового инспектора истребовать документацию у контрагента налогового плательщика вне проведения ВНП и КНП отличается от п.1 данной статьи. При этом работник налоговой службы обязан запросить конкретный документ с конкретной датой, тем самым уточняя изучаемый предмет проверки.

При обнаружении нарушений по налоговым отчислениям, итогом которых станет их перерасчет и доначисление, использование документации, полученной от налогоплательщиков и их контрагентов без соблюдения данных пунктов статьи 93 НК РФ – не правомерно. И все результаты проверки могут потерять свою силу в судебном порядке. Пример, оформленная по НДС декларация за 2 квартал 2017 года представлена в налоговый орган 20.07.2017 года. Срок окончания КНП 20.10.2017 года, а документы истребованы у налогоплательщика 22.10.2017 (2 дня после окончания срока проверки). Данное действие неправомерно, поскольку расходится с п.1 ст.93 налогового Кодекса РФ. А вот, в процессе проверки за рамками КНП, этот документ может быть истребован с указанием его названия, даты для анализа определенной сделки (п.2 ст.93 Налогового Кодекса РФ).

Взаимодействие налогоплательщика со служащими налогового органа в процессе проведения ВНП и КНП.

Налоговые служащие при проведении ВНП и КНП во время общения с налогоплательщиками и их контрагентами обязаны соблюдать правила этики, согласно Кодексу этики и поведения служебных лиц. Вы можете потребовать корректного и уважительного отношения к себе от работников налоговых служб. Не забывайте, что инспектора налоговых органов, такие же люди, и находятся на службе. С ними необходимо вести себя также вежливо и учтиво. Наиболее эффективная для налогоплательщика позиция во время проведения проверки –  соблюдение этических норм, и способствование качественной работе служащих. Это настроит проверяющих на служебное общение, и поможет вам выяснить характер недочетов, которые можно вовремя подкорректировать. Вы сможете стать информационно подкованным о ходе проверки.

Статьи НК РФ являются регуляторами взаимоотношений между двумя сторонами: государство, представленного налоговым органом и хозяйственником, представленного ИП или другой коммерческой организаций, или же просто физическим лицом. Органы налогового контроля с одной стороны и налогоплательщики с другой – две стороны одной монеты в условиях рыночной экономики.

Успеха и развития Вам.

Нужна качественная консультация по бухгалтерским или юридическим услугам в Кемерово?
Позвоните нам: 8 (961) 862-64-06 или 8 (902) 983-64-06, мы обязательно поможем с решением вашего вопроса. Команда "Аксис-Плюс".

Полезно? Поделитесь статьей в соцсетях:


Напишите нам в WhatsApp, мы онлайн!